Компьютерная томография и рентгенография

Истинную причину заболевания зубов невозможно определить только по результатам визуального осмотра, так как корень проблемы может находиться глубже. Для установки точного диагноза, выбора метода лечения и контроля качества проведённых работ на помощь приходят современные технологии.

Современная диагностика многих заболеваний, в том числе и в стоматологии, не может обойтись без рентгенологического исследования. Благодаря рентген-диагностике можно изучить состояние слюнных желёз и их протоков, твёрдых тканей зуба, а также костной ткани и связочного аппарата, удерживающего зуб в костной лунке.

В арсенале стоматологов есть несколько видов аппаратной рентген-диагностики.

Прицельная внутриротовая рентгенограмма

Обследование занимает не более минуты, с помощью датчика специалист фокусирует поток лучей и получает картину состояния нужного зуба и двух-трёх рядом растущих.

Такой снимок позволяет врачу:

• Выявить кариес на ранних стадиях или в межзубном пространстве.
  • Определить глубину и степень поражения тканей при различных заболеваниях.
  • Визуализировать положение корневых каналов и качество их заполнения после пломбирования.
  • Подготовиться к удалению зуба в случае переплетения корней и исключить возможные осложнения, убедиться в отсутствии осколков.
  • Обнаружить скрытые травмы (трещину или перелом корня), очаги воспаления.

Для получения информации о состоянии всех зубов используют ортопантомографию.

Это исследование в одной плоскости (ОПТГ, 2D изображение, панорамный снимок), которое позволяет увидеть все зубы одновременно.

Панорамное исследование необходимо, когда нужно:

• Получить полную клиническую картину перед протезированием;
  • Оценить состояние костной ткани и её толщину перед имплантацией;
  • Найти скрытый кариес, очаги воспаления и объём поражения, новообразования;
  • Понять степень искривления зубного ряда, изменения формы и размера, нарушение прикуса;
  • Определить плотность пломбирования каналов и герметичность;
  • Диагностировать состояние височно-нижнечелюстного сустава, гайморовых пазух;
  • Выявить ретинированные зубы, которые ещё не прорезались или вылезли только верхней частью коронки, например, зубы мудрости;
  • Обнаружить травмы челюстного аппарата.

К несомненным преимуществам этого вида диагностики относят скорость обследования и расшифровки результатов, низкую степень лучевой нагрузки, безопасность для пациентов различных возрастов, высокое качество и точность картинки.

Основным недостатком является получение плоского двухмерного изображения (ортопантомограммы). В результате чего сложно обнаружить лишние зачатки (сверхкомплектные), которые располагаются за основными (комплектными) зубами, трещины, оценить степень истончения и др.

Точное и подробное изображение возможно получить только с помощью компьютерной томографии.

В «Жемчужине» используется высокоточный томограф Vatech от лидера мировых 3D технологий Vatech Global (Южная Корея).

С помощью аппарата доктор может:

• Сделать сразу 2 изображения: 3D и панорамный снимок.
  • Выявить повреждения под пломбами, протезами, мостами.
  • Оценить состояние каналов зубов.
  • Найти проблемы (опухоли, кисты и т.д.).
  • Обнаружить последствия травм.

Плюсы использования дентального томографа для пациента:

• Сократит число визитов в клинику. Обследование ускоряет процесс выбора верных действий для помощи пациенту.
  • Даст лечащему врачу точную картину объёма работы. Технология позволяет увидеть то, что нельзя обнаружить при визуальном осмотре.
  • Минимизирует риски операции. Чем лучше доктор изучит вашу челюсть изнутри, тем легче ему будет обеспечить положительный исход.
  • Появляется шанс сохранить зуб. Вовремя обнаруженная проблема позволяет раньше начать лечение.
  • Поможет подобрать имплантат в соответствии с анатомическими особенностями челюсти.
  • Позволяет сделать ортопантомограмму – панорамный снимок, который даёт стоматологу полную информацию о зубных рядах пациента.
  • Даёт возможность сохранить информацию на CD-диске.

Процедура не требует специальной подготовки, полностью безопасна. Уровень облучения сравним с одним перелётом в течение 6 часов. Проход сканера занимает всего пару минут.

Использование аппаратной диагностики позволяет существенно сократить время поиска источника проблемы в полости рта, всесторонне подготовиться к таким процедурам, как хирургическое вмешательство, ортодонтия, имплантация, протезирование. В результате проведённого обследования врач получает наглядное изображение того, в каком состоянии находится зубочелюстной аппарат, мягкие и костные ткани, что позволяет ему подобрать верный план лечения и оказать пациенту необходимую помощь.

Записаться на рентгенологическое исследование зубов в нашей клинике можно по телефону: +7 (499) 381-94-91.

Когда нужна компьютерная томография зубов?

Компьютерная томография необходима для защиты ваших зубов. А, точнее, для того, чтобы своевременно выявить и устранить проблему: · найти проблемы в корне зуба - киста, гранулема, перелом корня - и принять своевременные меры по его устранению; · выявить кариес, который не выявляется во время обычных рутинных осмотров; · оценить жизнеспособность зуба при пульпите и периодонтите; · отследить качество пломбирования - неправильно или не полностью запломбированный канал может навредить зубу; · понять, можно ли использовать зуб в качестве опоры для ортопедической конструкции; · определить возможность сохранения зуба при заболеваниях пародонта.   КТ также играет важную роль в области ортодонтии и имплантологии: · дает возможность удалить зубы в виртуальном режиме и определить место для будущего имплантата; · показывает расположение нервных окончаний; · позволяет составить точный план операции; · помогает определить целесообразность установки брекет-системы.

Какие существуют противопоказания для КТ зубов?

Во время процедуры на организм воздействует определенная доза радиации, поэтому компьютерная томография не проводится при беременности. Что касается женщин в период лактации, то проведение процедуры возможно, но после ее окончания запрещено кормить ребенка грудью в течение 24-48 часов.   Запрещено делать КТ зубов детям дошкольного возраста. В данном случае, используются альтернативные методы диагностики. То же самое касается и пациентов с кардиостимулятором.

Как часто можно делать КТ зубов без вреда для здоровья?

Несмотря на то, что при компьютерной томографии зубов на организм воздействует минимальная доза облучения, этой процедурой нельзя злоупотреблять. Частота проведения зависит от степени необходимости, но следует иметь в виду, что радиация может накапливаться в организме человека. Поэтому стандартная периодичность проведения процедур - не более 2 раз в год.   Но бывают случаи, когда необходимо превысить допустимый лимит. Исходя из допустимой лучевой нагрузки, компьютерная томография лица и челюсти должна проводиться не чаще 1 раза в 2-3 месяца.

Существуют ли противопоказания к проведению ортопантомографии?

• При злокачественных опухолях в области головы и шеи. Рентгеновское излучение само по себе обладает так называемой мутагенной активностью. При воздействии на живые клетки оно способно вызывать в них определенные мутации, которые могут привести к гибели клетки или же к ее перерождению в злокачественную (раковую) клетку. В нормальных условиях (при воздействии на здоровый организм) данное исследование безопасно, так как защитные системы организма быстро выявляют и уничтожают «мутировавшие» клетки, не давая им развиваться. В то же время, наличие злокачественной опухоли в области воздействия рентгеновских лучей может спровоцировать ее рост и развитие осложнений.
  • При опухолевых заболеваниях крови. Такие патологии как лейкозы, лимфомы и другие злокачественные заболевания характеризуются образованием опухолей из клеток кровеносной системы. Воздействие радиации на красный костный мозг может усилить уже имеющиеся мутации, тем самым, ускорив прогрессирование заболевания, что может иметь самые печальные последствия.

Что лучше – КТ или рентген?

Компьютерная томография считается одним из наиболее информативных методов диагностики, используемых в стоматологии. Используя этот метод, можно получить многослойное изображение исследуемой области. Трехмерное изображение гораздо более информативно, чем обычный рентген, который дает только плоскостное изображение.   С точки зрения доступности, рентген предпочтительнее, но это не всегда позволяет получить точную картину состояния зубочелюстной системы. Как показывает практика, если проводится КТ, то в 99% случаев можно точно определить причину зубной боли и другой симптоматики.

Накапливается ли радиация после рентгенографии в организме?

Ответ однозначный – нет. Прежде всего, стоматолог точно рассчитывает количество снимков таким образом, чтобы количество облучения не превышало норму. По статистике, находясь на солнце, человек получает гораздо большее количество радиации, чем в процессе выполнения рентгеновских снимков.

Возможность проведения рентгенографии в период беременности?

В современной стоматологии предусмотрены все необходимые предосторожности для того, чтобы минимизировать риск для будущей мамы и ее плода:

• длительность процедуры минимальная;
  • дозировка облучения безопасна для здоровья;
  • пациентку накрывают специальным защитным фартуком, который отражает излучение.

Абсолютным противопоказанием к проведению рентгеновской диагностики считаются первые и последние 12 недель беременности. Если состояние пациентки требует немедленного проведения обследования, врач должен подобрать самую безопасную методику. Стоматологи рекомендуют обратиться на консультацию к специалисту на этапе планирования беременности, чтобы исключить вероятность проблем в период вынашивания малыша.

Возможно ли проведения рентгенографии во время грудного вскармливания?

В период лактации обследование проводить можно, во многом благодаря тому, что излучение не накапливается организмом. Иными словами, после обследования вокруг пациента не образуется опасный радиоактивный фон. Это объясняется тем, что рентгеновские лучи имеют сходную природу с лучами света. Различие заключается в длине волны. Таким образом, можно провести аналогию – если осветить темную комнату источником света, а потом убрать его, комната останется темной, также и с рентгеновским излучением – оно непродолжительно воздействует на определенную область и не оставляет следа.

Количество излучения, необходимого для получения снимков визиографом, не опасно для грудного молока, но, если вас очень беспокоит этот вопрос, пропустите одно кормление после диагностики.

В большей степени подвержены воздействию рентгеновских лучей молочные железы, но облучение при обследовании в стоматологии незначительное и может назначаться во время лактации.

Трехмерное рентгенологическое исследование области 2-3 рядом стоящих зубов размером: 5х5 см
Трехмерное рентгенологическое исследование области КТ верхней и нижней челюти + бухты гайморовых пазух размером: 12х8,5 см
Ортопантомограмма (ОПТГ) зубных рядов
Трехмерное рентгенологическое исследование ВНЧС с открытым и закрытым ртом (двух суставов)
Трехмерное рентгенологическое исследование ВНЧС с открытым и закрытым ртом (один сустав)
Трехмерное рентгенологическое исследование ВНЧС в одном положении (один сустав)
Зонограмма ВНЧС с открытым и закрытым ртом

Как снизить затраты на лечение?